Города-башни. Когда стремление ввысь дойдет до максимума

Автор: Юрий Швец, 05.05.2013 23:30

Проблема переустройства и дальнейшего развития современных городов волнует многих, кто интересуется футурологией или градостроительством. В самом деле, город – это живой организм, который постоянно растет, меняя одни модели своего развития на другие – более прогрессивные. Однако рост этот по большей части осуществляется хаотично, поэтому отдельные новшества в планировке и инфраструктуре городов соседствуют с отжившими элементами, задерживающими его прогресс. Город может развиваться в разных направлениях; не все они окажутся одинаково приемлемыми для будущего и чтобы действительно обновиться город должен выбрать самый оптимальный путь развития.

Современный город все стремительнее разрастается вширь. И хотя имеется и другая тенденция: рост ввысь за счет постройки все более высоких небоскребов, город, тем не менее, представляет собой пятно чернил безудержно растекающееся по бумаге за счет все большего количества пригородов, представляющих собой жилые зоны занятые индивидуальными домами.

Такое разрастание вширь не может не угрожать экологической обстановке, ведь вместе с жилыми территориями на окраины приходят промышленные предприятия, а леса вырубаются под строительство транспортных развязок. На подступах к нашим городам скапливаются гигантские кучи мусора, который не успевает утилизироваться и загрязняет воду, воздух и почву всевозможными разлагающимися веществами. Но экологическая проблема не является единственной проблемой современных городов. Не менее важна проблема дорожных пробок, связанная с тем, что существующая сеть дорог не в силах справляться с увеличивающимся количеством автомобилей. Разделенные большими территориями жилые комплексы, офисы предприятий и торговые центры связаны сетью плохопродуманных улиц и шоссе, пропускная способность которых за счет их плохой продуманности значительно меньше необходимой.

Еще одна проблема может показаться слишком субъективной или даже надуманной. Между тем, она становится все более актуальной, так как касается психического и психологического самочувствия горожан. Эта проблема – эстетическая непривлекательность городов как образований лишенных хотя бы какой-нибудь логики и последовательности в своих формах. Иногда возникает впечатление, что современный город – просто случайное нагромождение геометрических линий, совершенно произвольно пересекающих друг друга. И за всю историю градостроительства на этом направлении не произошло значительных изменений в лучшую сторону. Как строили города с древнейших времен, прокладывая дороги там, где люди ходят не задумываясь об экономической или технологической выгоде, так и продолжают строить.

Но что можно предложить взамен такой модели городского планирования и строительства? К настоящему времени есть немало проектов городов будущего позволяющие решить многие из перечисленных выше проблем. Среди них можно выделить проект городов-башен, городов, в которых устремленность ввысь достигает максимума.

Города-башни, несомненно, гораздо прогрессивнее современных городов. Вся их инфраструктура заключается в гигантских башнеобразных конструкциях, при значительной высоте занимающих незначительную площадь. Какова может быть высота этих башнеобразных конструкций? В некоторых проектах она может доходить до 1,5 – 2 км. с площадью основания менее 200 тыс. м2 (если основание – круг). И такая башня по приблизительным расчетам способна вместить в себя сотни тысяч жителей. Каждый этаж города-башни – это полноценный уровень, высота которого способна доходить до нескольких десятков метров, а стало быть вполне достаточная для того, чтобы разместить на данном уровне как жилые комплексы, так и офисы, школы, больницы и супермаркеты. Кроме того, каждый уровень может иметь значительные зеленые насаждения, сконцентрированные на внешнем кольцевом периметре уровня – ближе к солнцу. Квартиры собираются в удобные блоки таким образом, чтобы между ними можно было бы легко перемещаться либо пешком, либо по самодвижущимся транспортным лентам. А перемещение между самими уровнями осуществляется с помощью скоростных лифтов, проходящих через все уровни по центральной оси башни. Таким образом, транспортная система представляет собой лифты и тем самым в городе-башне исчезает одна из проблем современных городов, а именно – бесконечные пробки.

Другие проблемы современных городов решаются не менее эффективно, чем проблема пробок. И все это обеспечивается тем, что города-башни очень компактны, они словно живые клетки заключены в мембрану и разделены перекрытиями уровней, пронизанных коммуникациями и соединенные тоннелями лифтов. С экологической точки зрения эти города вполне могут оказаться совершенно чистыми, ибо, во-первых, все грязные предприятия будут находиться глубоко под землей, на специальных промышленных уровнях. Во-вторых, должна быть предусмотрена разумная система переработки отходов без того, чтобы они собирались в гигантские мусорные кучи. И, в-третьих, уже упомянутые зеленые насаждения будут способствовать очистке воздуха. Точно также и эстетически города-башни, несомненно, привлекательнее, чем алогично спланированные современные города; и каждый их уровень в плане представляет собой последовательную систему лучевых и кольцевых пешеходных дорог между блоками квартир.

Из всего сказанного видно, что такие будущие города при разумном подходе к их планированию способны  быть вполне подходящими для жизни и деятельности человека. Решающие многовековые проблемы современного градостроительства, они способны совершить переход на новую ступень развития.

 И если переход от крестьянских деревень к городскому укладу жизни в свое время позволил человечеству совершить скачек к цивилизации, то следующий переход к городам-башням внесет значительные изменения как в саму цивилизацию, так и в социальные отношения. Изменения в последних повлечет то, что города-башни потребуют большей кооперации людей, расширения сотрудничества и переключение от управления людьми на управление процессами. Это не может не произойти, потому что жизнь в городах-башнях окажется гораздо сложнее и многообразнее. И от деятельности каждого индивида будет зависеть общее благосостояние и процветание.

Подытоживая изложенное стоит подчеркнуть, что городское планирование наконец-то должно превратиться из бессистемного в досконально продуманный процесс, учитывающий множество различных факторов. Города больше не могут расширяться по инерции, закатывая под асфальт поля и леса, они должны стать гармоничными с природой – чем-то целым абсолютно согласованным с потребностями природы и человека. Города-башни, как представляется, вполне способны стать таким целым.


Твиттер Фэйсбук Живой Журнал Лента друзей ВКонтакте Мой Мир Гугл Буз Гугл